АКЫДА. 1 УРОК

Толкование книги «المعتقد الصحيح الواجب على كل مسلم اعتقاده»
Аль-Му’такад Ас-Сахих Аль-Уаджиб ‘аля кулли муслимин и’тикадуху 
«Правильное вероубеждение, которое должно быть у каждого мусульманина»

Автор книги: Шейх ‘АбдуСсалям ибн Барджас Али ‘Абдиль-Карим (да помилует его Аллах)

Лектор: Абу ‘Умар ас-Сыям

О достоинстве знаний

Слова шейха:

Передаётся, что Кайс ибн Касир сказал:

«Пришел мужчина из Медины к Абу ад-Дарда, когда он был в Дамаске, и он сказал ему: «Что привело тебя, о брат мой?» Тот ответил: «Хадис, который, как до меня дошло, ты передаешь от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Абу ад-Дарда сказал: «Ты не пришел с какой-то еще целью?» Тот сказал: «Нет». Он сказал: «Разве ты не пришел для торговли?» Он сказал: «Нет, я пришел только для того, чтобы услышать этот хадис». Он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай. Ангелы расстилают свои крылья, выражая свое довольство ищущим знания. И просят прощение для знающего (учёного) те, кто в небесах и на земле, и даже рыбы в море. Превосходство ученого над обычно поклоняющимся подобно превосходству луны над всеми остальными небесными телами. Ученые – наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динара, ни дирхама, но они оставляют в наследство знания, и тому, кто приобрел его, достался великий удел»

(Передал ат-Тирмизи, 2606, и сказал, что иснад сообщения хороший; шейх аль-Альбани назвал его достоверным).

Комментарий:

И на самом деле слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах облегчит ему путь в Рай» достаточно, чтобы узнать о достоинстве поиска знаний на пути Аллаха. Однако он добавил дальше, что ангелы расстилают свои крылья, и что просят за искателя знаний все те, кто на небесах и на земле, и даже рыбы в воде.


Биография автора книги

 


Полное название книги «аль-Му’такад ас-Сахих аль-Уаджиб ‘аля кулли муслимин и’тикадуху».
Она принадлежит перу шейха, ‘алима Абу ‘Абдуррахмана ‘Абдуссаляма ибн Барджаса ибн Насыра ‘Али ‘Абдуль-Карима.

Шейх ‘Абдуссалям ибн Барджас родился в г. Эр-Рияд в 1387 году по хиджре. Шейх рос в религиозной семье и по причине этого уже в 13 лет заучил Коран наизусть и вступил на путь приобретения шариатских знаний. Он учился у больших ученых Саудии, таких как шейх Ибн Баз, шейх ибн ‘Усеймин, шейх ибн Джибрин и других. Он написал очень много книг. Одна из очень хороших книг была написана про взаимоотношение мусульман со своим правителем в свете Корана и Сунны. Он умер в 1425 году по хиджре в дорожно-транспортном происшествии. Он не дожил и до 40 лет, но достиг очень больших знаний. И многие ученые про него говорили: «Его знания превосходят его возраст».

Основа этой книги взята из лекции, которую давал шейх Абдуссалям в одной из мечетей Саудовской Аравии. И на этом уроке присутствовал шейх-муфтий ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз и он похвалил эту книгу. И после урока лекции были переписаны, и Аллаху известно лучше, может быть шейх что-то добавил, может быть что-то убавил. Но вот таким образом книга дошла до нас.

И да помилует Аллах шейха ‘Абдуссаляма и всех остальных ученых Сунны.


Басмала (بسم الله الرحمان الرحيم)

Слова шейха:

«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного»

Комментарий:

Почему ученые начинали свои книги или проповеди со слов «БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного)?

1) Потому что в этом проявляется следование за нашим пророком, мир ему и благословение Аллаха и за всеми пророками, которые были до него. Как например, когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, написал письмо королю Византии Ираклию и начал письмо со слов: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, сына Абдуллаха и посланника Аллаха, к Ираклию — великому царю римлян».

И так же это было сунной пророков, живших до него. Как передаётся в истории пророка Сулеймана, мир ему, когда он потерял птичку удод и оказалось, что птичка улетала в другое место и увидела, что люди в том месте поклоняются солнцу и над ними правит царица и прилетела снова к Сулейману, рассказав о случившемся. И он отправил этому народу послание, которое начал с «Басмаля». Всевышний Аллах в Коране приводит эту историю и сообщает о том, что царица Сабы сказала:

«Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно — от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Коран 27:29-30

2) А также из пользы начинать дела со слов «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» (بسم الله الرحمان الرحيم) — в этом просьба помощи у Всевышнего Аллаха в том, что человек собирается совершить . Эта частица ب — у неё много значений и одно из них — прошение помощи у Аллаха. То есть, когда раб Аллаха говорит : «бисмиЛлях» — то он как бы просит помощи у Аллаха. И на русский язык более правильно будет перевести: «Прошу помощи у Аллаха».

3) Это то, что раб Аллаха хочет обрести благодать (баракат) от Аллаха. Это проявляется в том, что человек просит помощи Именами Аллаха, а ведь все Имена Аллаха — благодатные и благословенные. Благодать (баракат) в двух словах — это большое количество и постоянство. И баракат приходит лишь от Аллаха и ни от кого иного. Пример благодати и благословения — когда человек испытал жажду и начинает пить воду. И бывает так, что он выпил два глотка и утолил жажду, а бывает, что выпил целую бутылку и все-равно не насыщается. И это потому что в первый раз он сказал «бисмиЛлях» перед питьём, а во второй раз не сказал. И баракат нисходит на рабов, потому что раб просит Своего Господа посредством Его Имён, а все Его Имена являются благословенными в самом совершенном виде.

4) Когда человек начинает что-либо со слов «бисмиЛлях», то это ему напоминает об искренности, что он начал это дело не иначе, как ради Одного Аллаха.

И на самом деле есть очень много полезных моментов от слов «бисмиЛлях». И шейх, да помилует его Аллах, следуя сунне нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, начал эту книгу со слов «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного».


Вступление книги

Слова шейха:

«Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, членам его семьи и его сподвижникам. А затем…

Комментарий:

Частица Алиф-Лям (ال), стоящая перед словом хамд (حمد) — является истигъракия (الاستغراقية), указывающая на то, что вся хвала, которая есть, принадлежит Одному Аллаху. И шейх начал с этих слов, потому что так начинал пророк (мир ему) свои проповеди. И это называется «Хутбат уль-Хаджа».

Когда мы говорим «мир и благословение пророку» (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) — то это просьба о том, чтобы Аллах хорошо отозвался о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, среди своих ангелов.

Кто такой сподвижник «сахабий»?
Сподвижник — это каждый, кто встретил пророка, мир ему и благословение Аллаха, будучи верующим в него и умер на этом (на Исламе). И в этом определении, каждая составляющая важна.

И мы просим Аллаха благословить абсолютно всех сподвижников, потому что в Исламе есть заблудшие течения, которые любят одних сподвижников и не любят других. Ругают одних и порицают других. А приверженцы Сунны отдают должное каждому из них и любят всех их.

И заблудшие течения начинают находить лазейки, чтобы начать их порицать и ругать. Они начинают придумывать новые определения термину «сподвижник», говоря что это тот, кто встретил пророка, уверовал в него и был с ним долгое время. И таким образом, некоторые из них говорят: «Му’авия ибн Абу Суфьян — не сподвижник, потому что он был с пророком малое количество времени». И это является большой ошибкой и заблуждением. И из современных течений, которые не любят Му’авию, да будет доволен им Аллах, — это рафидиты и хизб ат-тахрир.


Убеждение ахлю-Сунна уа ль-Джама’а

Слова шейха:

«Воистину, вероубеждение ахлю-Сунна уа ль-Джама’а — это истинная религия, которой обязательно придерживаться каждому мусульманину»

Комментарий:

«аль-И’тикад», «Акыда», «Му’такад» — всё это переводится, как вероубеждение, вероучение. И все они произошли от слова «акада» (عَقَدَ) — то есть связывать, завязывать. И «Акыда» — это то, с чем мусульманин крепко связал своё сердце.

Ахлю-Сунна уа ль-Джама’а — это те, кто строго следуют Корану и Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними, как сказал об этом шейх уль-Ислам ибн Теймия (См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375)

Ахлю-Сунна уа ль-Джама’а включает в себя две вещи:

1) ахлю-Сунна

2) аль-Джама’а: некоторые говорят, что под этим словом имеются ввиду сподвижники, а также есть и другие версии, и в общем это можно свести к тому, что «аль-Джама’а» — это истина и те, кто объединился вокруг этой истины.

Сказал шейх уль-Ислам в «аль-Хамавия»: «Сунна — это то, на чем был посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, своими словами, делами и убеждениями.

Относительно термина ахлю Сунна уа ль-Джама’а есть четыре группы людей:

1. Те, кто придерживается Сунны и объединился вокруг этой Сунны;

2. Те, кто придерживается Сунны, но не объединяется вокруг неё; 

3. Те, кто не придерживается Сунны и не придерживается Джама’а; 

4. Те, кто не придерживается Сунны, но взяли себе целью придерживаться Джама’а (единства), неважно каким образом. И поистине, никогда не получится объединить ряды мусульман, не придерживаясь Сунны пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

И поистине, если человек будет придерживаться Сунны, то единство само придёт. Ведь то единство, которым доволен Аллах — это то единство, которое произошло на приверженности Сунне в словах, делах и убеждениях, а не простое телесное объединение.

И даже если один суннит, крепко придерживающийся того, на чем был пророк (мир ему), находится в Египте, второй в России, третий в Америке, четвёртый в Боснии, пятый в Саудовской Аравии, то все они едины! Это и есть Джама’а (единство), несмотря на то, что они в разных странах. Они едины тем единством, которым их обязал Аллах.

А если один человек, который порицает Абу Бакра, ругает ‘Айшу, второй выносит постановление о неверии (такфир) за большие грехи, третий оставил деяния тела, четвертый говорит, что Аллах везде — и все они собрались в одном собрании, то это не называется похвальным единством. Наоборот, это порицаемое единство.

И кто-то может говорить о расколе рядов мусульман, то нужно посмотреть, в чем заключается суть раскола! Например: если 100 человек поклоняются дереву и бегают вокруг него, возвеличивая его, и пришёл 1 человек и призывает их поклоняться одному Аллаху, следуя Сунне, то что произошло? Кто-то последовал за ним, а кто-то остался на поклонении дереву. Получается, что он расколол общину на две части. Но это является похвальным расколом, потому что он отделил истину от лжи.

Как говорил шейх аль-Альбани: «Они говорят, что наш призыв разделяет людей. Это верно, такой призыв отделяет истину от лжи»
(«Сильсиля аль-Худа уан-Нур» 280)

Комментарии