АКЫДА. 4 УРОК

4.1 Хадис Абу Мусы (знание подобно дождю, а люди подобны земле)

 

Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, прямое руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной (твёрдой), она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Всевышнего Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям”». Этот хадис передали аль-Бухари 79, Муслим 2282, Ибн Хиббан 4, Ибн Абу ‘Асым 903. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 76, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5855, «Тахридж китабу-с-сунна» 903. Комментарий: В этом хадисе пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнил знание с обильным дождём. И как сказал имам Ахмад: «Люди нуждаются в знании больше, чем в еде. Потому что человек нуждается в еде несколько раз в день, а в знании постоянно» (См. Маджму’ аз-Заваа’ид, 1/201). И в хадисе третья группа — это люди, которые не приняли руководства, превозносясь над истиной.

4.2 разновидность деления таухида

Некоторые учёные делят таухид не на 3 вида, как известно многим, а на два: 1. Таухид аль-Ма’рифати уаль-Исбат (Таухид познания и утверждения). И этот вид включает в себя Таухид ар-Рубубийа и Таухид аль-асма уа ссыфат. 2. Таухид ат-Таляби уаль-Касд (таухид в требованиях и направлениях, целях). И этот вид включает в себя Таухид аль-Улюхийа. То есть, если посмотреть на контексты с той стороны, что нам было велено узнать о таухиде и подтвердить и что нам было велено делать, после того, как мы подтвердили, то с этой стороны он и делится на два вида. Нам было велено узнать о действиях Аллаха, а также Его Именах и Атрибутах, а затем направлять все свои поклонения Ему Одному.

Некоторые учёные также делят таухид на: 1. Таухид аль-Гъая (таухид — цель) — это и есть Таухид аль-Улюхийа. (Коран 51:56). 2. Таухид аль-Уасиля (таухид — средство) — познание действий, Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха. Что значит «таухид» в языковом значении? В арабском языке «уаххада» (وحّد), «йуаххиду» (يوحد) — что-либо уединить, сделать что-либо одним. И когда подошли к этому слову с языкового значения, то сказали: «Что же нам было велено объединить?» и здесь снова 2 вида: 1. Таухид аль-Мурсаль (уединение того, кто был послан, то есть уединить посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в следовании за ним одним — что мы никому не следуем, кроме него). 2. Таухид аль-Мурсиль (уединение Того, Кто ниспослал Писания и верное руководство, послал посланников, то есть Одного Аллаха в господстве, поклонении и именах и атрибутах). И шейх не просто так начал книгу с единобожия. И когда он начал говорить о Единобожии, то начал с Единобожия в Господстве и Именах и Атрибутах, а затем в Поклонении (Божественности). То есть он начал с «Таухид аль-Ма’рифа уаль-Исбат», потому что это связано со знанием и подтверждением, а за этим поставил «Таухид аль-Касд уат-таляб», а это деяния (‘амаль). Иначе говоря, сначала знания, а затем деяния. Если он не будет знать Господа Своего и Его Имён и Атрибутов, то не сможет поклоняться Ему так, как Он этого хочет. И поистине боится Аллаха тот, кто лучше знает Его.

4.3 Какой вид таухида отрицали многобожники? Раздел: Многобожники не препирались относительно Таухида ар-Рубубийа

Далее шейх сказал: «И этот вид единобожия (ар-рубубийа) — он уже утвержден в сердцах людей и никто среди людей не препирается относительно него, будь он мусульманином или неверующим. Как сказал Всевшний Аллах о неверующих: لِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَوَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُ Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?». — они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!». Но большинство их не знает. Коран 31:25 (Шейх привел аят до слов «скажут: «Аллах») Комментарий: Многобожники, современные и древние, не препираются относительно этого вида единобожия. Однако, порой мы можем видеть, как они отрицают существование Господа или говорят, что нет у людей Творца (как это говорят атеисты). И самый заядлый спорщик, Фараон, препирался относительно этого. Но слова шейха верны, потому что никто из людей в своей душе не препирается относительно единобожия Аллаха в Господстве. Но гордецы и высокомерные могут внешне высказать иные слова, хотя в душе они признают Господство Аллаха. Аллах создал людей и это в их природном естестве (фитра) — признать этот вид таухида.

Слова шейха: И Всевышний Аллах сказал про них (многобожников): وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللَّهِ إِلَّا وَهُمْ مُشْرِكُونَ Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей. Коран 12:106 Сказал Муджахид ибн Джабр в тафсире этого аята: «Всевышний Аллах совместил в этом аяте две вещи: веру и многобожие. Вера их (многобожников) заключается в их словах : «Наш Творец — Аллах, Он дарует нам удел, Тот, Кто оживляет и умерщвляет», однако вместе с приданием Аллаху сотоварищей в поклонении Ему». Их многобожие заключалось не в том, что они считали, что есть кто-то наряду с Аллахом, кто наделяет уделом, творит и управляет, а именно в том, что они придавали Аллаху сотоварищей в поклонении.

4.4 Понимали ли многобожники значение шахады

Раздел: «Убеждение многобожников заключалось в том, что их объекты поклонения приближают их к Аллаху, и они не имели убеждения о том, что они создают или наделяют» Говорит шейх: «И никто из многобожников не имел убеждения, что их объекты поклонения являются соучастниками Аллаха в сотворении. Однако, они были убеждены, что все это делает Один Аллах. Кто-то скажет: «Если они знали, что один Аллах — Творец, то почему они поклонялись кому-то, помимо Него?» — потому что они имели ложное убеждение о том, что их объекты поклонения являются средством приближения к Аллаху и могут заступиться за них. Аллах говорит: مْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا ذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُأَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ۚ وَالَّذِينَ اتَّخَيَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует. Коран 39:3 А также слова Всевышнего Аллаха: تَيْنَاهُمْ كِتَابًا فَهُمْ عَلَىٰ بَيِّنَتٍ مِنْهُ ۚ بَلْ رْكٌ فِي السَّمَاوَاتِ أَمْ آقُلْ أَرَأَيْتُمْ شُرَكَاءَكُمُ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَرُونِي مَاذَا خَلَقُوا مِنَ الْأَرْضِ أَمْ لَهُمْ شِإِنْ يَعِدُ الظَّالِمُونَ بَعْضُهُمْ بَعْضًا إِلَّا غُرُورًا Скажи: «Думали ли вы о своих сотоварищах, к которым вы взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они являются совладельцами небес?». Или же Мы даровали им Писание, ясными знамениями которого они руководствуются? О нет! Обещания беззаконников друг другу являются всего лишь

обольщением. Коран 35:40 Всевышний Аллах призывает их одуматься от поклонения иным богам, помимо Аллаха. И в довод им приводит Таухид ар-Рубубийа. Также Аллах сказал о многобожниках-курайшитах: إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ يَسْتَكْبِرُونَ Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», — они превозносились وَيَقُولُونَ أَئِنَّا لَتَارِكُو آلِهَتِنَا لِشَاعِرٍ مَجْنُونٍ и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?». Коран 37:35-36 Также слова Всевышнего Аллаха: لَشَيْءٌ عُجَابٌ أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَٰهًا وَاحِدًا ۖ إِنَّ هَٰذَا Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!». Коран 38:5 Комментарий: «И смысл слов «ля иляха илля Ллах» — нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. А некоторые говорят, что его смысл «Нет Творца, кроме Аллаха», «Нет Бога, кроме Аллаха» и это является ошибкой. Если бы смысл заключался в этом (что нет Творца, кроме Аллаха), то почему курайшиты задали вопрос: «Неужели он хочет обратить всех богов в Одного Бога?» (это они сказали, когда пророк ходил по рынкам и говорил: «Скажите ля иляха илля Ллах и тогда вы достигните успеха». Однако они проявили высокомерие!»

4.5 Польза подтверждения Таухида ар-Рубубийа

Раздел: «Польза подтверждения Таухида ар-Рубубийа»

Говорит шейх: «Во-первых, Аллах упоминает о Таухиде ар-Рубубийа, чтобы ещё раз утвердить Своё Господство. И во-вторых, для того, чтобы аяты о Таухиде ар-Рубубийа послужили доводом для тех, кто придаёт Аллаху сотоварищей в Таухиде аль-Улюхийа. Потому что из Таухида ар-Рубубийа следует Таухид аль-Улюхийа. Всевышний Аллах говорит: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь». (Коран 2:21) Далее Всевышний Аллах говорит: «Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть. Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены от истины!» (Коран 39:6)

Далее Аллах говорит: «Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), Который накормил их после голода и избавил их от страха». (Коран 106:3-4) И Всевышний упоминает в этих аятах, что Он — Один является их Творцом и наделяет их, и это то, в чем нет сомнений (и они сами в этом не сомневаются). И это является доводом на то, чтобы они очистили своё поклонение перед Аллахом и поклонялись искренне только Ему Одному. Также Всевышний Аллах говорит в суре ан-Намль: Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?». Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов). Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями? Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого. Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания! Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи! Коран 27:59-63. Комментарий: Тут явно прослеживается, как Аллах упоминает таухид рубубийа и затем говорит: «Есть ли кто-либо достойный поклонения, кроме Аллаха?» И делает Таухид ар-Рубубийа доводом на Таухид аль-Улюхийа. Далее шейх говорит: «Во всех этих выше перечисленных аятах, Всевышний Аллах порицает многобожников, которые подтверждали, что только один Аллах является Творцом небес и земли и что только Он Один приносит пользу и наносит вред, и что это подтверждение не принесло им пользы в то время, как они наряду с Аллахом сделали какого-то другого объекта поклонения, и взывали к нему подобно тому, как поклоняются Аллаху. И в этом явное противоречие как шариату, так и разуму. Комментарий: Когда человек подтверждает, что один Аллах является Господом, Творцом и И поэтому, когда посланника Аллаха спросили, какой грех самый великий? — когда ты приравняешь Аллаху равных, в то время, когда Он тебя создал.

Комментарии