Правила, связанные с выдачей фетв

КТО ИМЕЕТ ПРАВО СПРАШИВАТЬ ФЕТВУ? 
В КАКОМ СЛУЧАЕ УЧЕНЫЙ ОБЯЗАН ДАВАТЬ ФЕТВУ? 

Условия обязательности выдачи фетвы: 

1) То, о чем спрашивают, должно случиться в действительности. Если это не произошло, то не обязательно давать фетву из-за отсутствия необходимости. За исключением тех случаев, когда цель спрашивающего — это постижение знания. Тогда необходимо разъяснить вопрос спрашивающему, чтобы он знал его хукм (постановление) в религии Аллаха, и чтобы в дальнейшем принести людям пользу. 

2) Отвечающий должен знать о положении спрашивающего, является ли его целью придирка, поиск всевозможных позволений, столкновение различных мнений ученых и тому подобные дурные цели. Если же он знает об этом, то он не обязан давать фетву. 

Спрашивающий фетву должен: 

1) Испрашивать фетву, желая узнать истину и действовать в соответствии с ней, не с целью следования шариатским позволениями (рухас), не с целью задать специально такой вопрос, чтобы отвечающий не был способен ответить на него [чтобы тем самым принизить человека], и т.п. 

2) Спрашивать вопрос только у того, кто обладает знанием, или если есть большая вероятность того, что он способен дать фетву. Ему необходимо выбирать доверенных людей, известных своим знанием и набожностью. Другие же сказали, что это обязательно. 

Удивительно, что у того, кто иногда следует шариатским позволениям (рухас), никогда поклонение не бывает правильным. Если человек ест мясо верблюда и прикасается к своей жещнине… в то время как поедание мяса верблюда портит омовение у имама Ахмада, а прикосновение к женщине, даже если без страсти, портит омовение по мнению имама аш-Шафи’и. И поел этот человек мясо верблюда, затем направился к своей жене, поцеловал ее и пошел совершать намаз, и сказал: «Я следую мнению имама аш-Шафи’и в том вопросе, что поедание мяса верблюда не портит омовение; и следую мнению имама Ахмада в том, что прикосновение к женщине без страсти тоже не портит омовение». 

Мы же ответим ему, что молитва его согласно обоим этим мазхабам недействительна. Потому что он совершил те вещи, которые делают намаз неправильным по обоим мазхабам, а это: поедание мяса верблюда и прикосновение к женщине. И мы скажем ему: «Если ты следуешь имаму Ахмаду, то твой намаз неправильный, потому что ты поел мясо верблюда, а если ты следуешь имаму аш-Шафи’и, то — из-за того, что ты прикоснулся к женщине»

Существует большое количество людей, которые вовсе не хотят узнать истину и действовать в соответствии с ней, спрашивая какую-либо фетву. Они хотят только следовать шариатским позволениям (рухас) и тому подобное. Это запрещено. Спрашивающий должен стремится к познанию истины и действовать в соответствии с ней, подобно больному человеку, который требует исцеление, а не следовать шариатским позволениям. Ты обнаружишь, что некоторые люди, если спрашивают что-то у знающего, словам которого доверяют, и он видят, что он близок к истине в отличии от других, однако эта фетва без послаблений и противоречит его страстям, то такие говорят: «Религия — легкая, и разногласия — милость». И они начинают склоняться к другому мнению. Это запрещено. И поэтому ты можешь видеть, как эти люди берут мнение какого-то ученого в том, что соответствует их страстям, и не берут то, что противоречит. И ведь многие из них доверяют этому ученому и принимают его мнение. А когда он дает фетву, и это противоречит их страстям, они говорят: «Это тяжело, он слишком строг». 

Я же скажу, что это такой вид людей, которые не следуют истине, а следуют своим страстям и играют с религией Аллаха. И как уже сказали обладатели знания: «Тому, кто спрашивает ученого, чьими фетвами он обязал себя следованием, запрещено спрашивать других конкретно в этом положении». Передается от некоторых, что это единогласно.

Источник: «Аль-Усуль мин ‘Ильмиль-Усуль». Шейх ибн ‘Усеймин 
Переведено администрацией Медресе Таиба

Комментарии