ЛЕНЬ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НРАВОВ.

Перевод: Умм Хаким


Рассматриваемые вопросы

 

– Определение слов «лень» (аль-касаль) и «бессилие» (аль-‘аджз).

– Описание и примеры лени из Корана, Сунны и слов праведных предшественников.

– Виды, причины и последствия лени.

– Способы, помогающие побороть лень.

– Случаи, когда проявление лени считается дозволенным.


Сказал один из арабских поэтов:

 

لا تصحبِ الكَسَلانَ في حالاتِه

كم صالحٍ بفسادِ آخرَ يفسدُ

عدوى البليدِ إلى الجليدِ سريعةٌ

والجمرُ يُوضعُ في الرمادِ فيخمدُ

 

Не  води дружбу с ленивым,

Ведь сколько праведных сбилось из-за дружбы с безнравственными!

Глупость передается даже самому стойкому

Так быстро, как гаснут горящие угли, превращаясь в пепел.


Определение Лени

 

Сказал Ибн Кайим: «Бессилие и лень связаны между собой. Они являются причиной страданий, поскольку способствуют лишению того, что любят. Бессилие проявляется в виде отсутствия возможности, а лень – в виде отсутствия воли. Душа испытывает боль от расставания с тем, что ей так дорого, и что приносит радость».

Также он сказал: «Что касается лени, то она порождает потерю времени, нерадивость, лишение чего-либо и сильное сожаление об этом. Это то, что противоречит проявлению воли. Бессилие и лень связаны между собой. Человек лишается какого-то полезного занятия, его завершенности, наслаждения и радости от его результата в двух случаях:

 

– либо когда причиной этого является отсутствие возможности совершить это дело, (что называется бессилием العَجْز);

– либо когда он способен это совершить, но его покидает желание это сделать (это называется ленью الكَسَل).

 

И от лени человек страдает больше, чем от немощности. Иногда бессилие может стать результатом лени. Чаще всего, когда человек ленится делать то, что в его силах, его воля слабеет, и это приводит к немощности. Это не касается тех, кто не способен избавиться от бессилия  (из-за врождённости данной болезни), такая категория людей не порицается за это.

 

Некоторые мудрецы говорили в своих завещаниях: «Остерегайся лени и беспокойства. Поистине, лень не прибавляет почёта. А если человек достиг почета, но не проявил должного терпения, то пусть остерегается быть раздосадованным. Беспокойство порождается ленью и бессилием»[1] .

 

Слова о лени, приходящие в Коране

 

Сказал Всевышний Аллах:

الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللّهَ إِلاَّ قَلِيلاً

«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» [2].

Также сказал:

وَمَا مَنَعَهُمْ أَن تُقْبَلَ مِنْهُمْ نَفَقَاتُهُمْ إِلاَّ أَنَّهُمْ كَفَرُواْ بِاللّهِ وَبِرَسُولِهِ وَلاَ يَأْتُونَ الصَّلاَةَ إِلاَّ وَهُمْ كُسَالَى وَلاَ يُنفِقُونَ إِلاَّ وَهُمْ كَارِهُونَ

«Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования»[3] .

 

Сказал Ат-Табари: «Что касается Его слов «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми», – они означают то, что лицемеры ничего не совершают из тех деяний, которыми Аллах обязал верующих, чтобы те приблизились к Нему посредством них. Поскольку лицемеры не были убеждены в Судном Дне, в награде и наказании. Они совершали праведные деяния лишь внешне, оставаясь в душе на своих убеждениях. Они остерегались верующих, которые, узнав бы об их сущности, сражались бы с ними и забрали бы их имущество. Поэтому лицемеры выстаивали молитву, которая считалась обязательной. Но совершали её с неохотой напоказ перед верующими, чтобы те подумали, что они тоже верующие. Однако они не были убеждены в том, что им вменено в обязанность, поэтому они молились лениво»[4] .

 

Сказал Аль-Багауи: «Слова Аллаха «лениво совершают намаз» означают «с неохотой». Поскольку они не стремятся получить за их выполнение награду и не боятся наказания за их оставление.  Если спросят: «Каким образом порицается лень в молитве? Молитва лентяя не будет принята?» Порицается куфр (неверие), которое порождает лень. Неверие побуждает к лени, а вера – к деятельности»[5] .

 

Слова о лени, приходящие в хадисах

 

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому из вас во время сна шайтан завязывает три узла на затылке, затем бьёт по каждому узлу и говорит: «Пусть долгой будет твоя ночь, спи». Если человек встанет и помянет Аллаха, развяжется первый узел, если совершит омовение (тахарат), то развяжется второй, а когда совершит молитву (намаз), то развяжется последний узел. Тогда человек встретит день бодрым, в прекрасном расположении духа. Если же он не сделает этого, то на душе у него будет смрадно, и его будет одолевать лень»[6] .

 

Сказал Ан-Науауи: «Из хадиса становится ясно, если человек не совершит три упомянутых действия, а это – поминание Аллаха, омовение, намаз, – ему будет плохо на душе и весь день его будет сопровождать лень»[7] .

 

Слова праведных предшественников о лени

 

Сказал Абу Хатим: «Причиной успеха является прекращение откладывания дел на потом, а причиной несчастья – лень. Поскольку лень является врагом доблести и мужества. Откладывание дел и бездействие приводят к погибели.  Огромной ошибкой является то, когда человек откладывает дела при возможности совершить их прямо сейчас, либо же, наоборот, спешит их совершить раньше времени, к которому он был бы готов. Благоразумен тот, кто не торопится; и несчастен тот, кто ошибочно либо откладывает дела, либо, наоборот, торопится их совершать. В то время, как осмотрительный человек будет всегда в выигрыше»[8].

Говорили некоторые мудрецы: «Поженились спешка и откладывание дел, и родилось у них сожаление. Поженились зло и лень, и родилось у них несчастье»[9] .

 

Другие говорили: «Всякий, кто проводит свое время беззаботно,  обязательно будет унижен. Любовь к откладыванию дел приводит к унижению, а любовь к достатку является ключом к бессилию»[10] .

 

Сказал Ибн Кайим: «Когда наступает ночь, начинается война между сном и ночным бодрствованием. Во главе армии бодрствования находятся тоска и страх, а лень и откладывание дел на потом сопровождают отряд беспечности. Когда же противник по-настоящему атакует, он разбивает войско лени и сна, побеждая и забирая трофеи. И всякий раз, когда наступает утро, повсюду разбросаны сломанные стрелы. Но спящие об этом даже не ведают»[11] .

 

Сказал Ар-Рагыб: «Кто приучит себя к лени и частому отдыху, тот потеряет покой. Ведь любовь к бездействию приводит к страданиям»[12] .

 

Кто-то сказал: «Если ты хочешь не уставать, трудись, чтобы потом не уставать». [Поскольку бездействие приводит к слабости духа и тела. А усердное поклонение закаляет их, поэтому человек, не привыкший к лени, мало устает – прим. перев.]. Также сказали: «Остерегайся лени и раздражительности. Ведь если ты будешь лениться, ты не сможешь выполнить свои права (перед Аллахом). А если будешь раздражительным, не сможешь проявить терпение на пути выполнения этих прав» [12].

 

Как-то остановились люди у одного ученого и сказали: «Мы хотим у тебя кое-что спросить, не ответишь ли ты нам?» Он сказал: «Спрашивайте что хотите, но не задавайте много вопросов. Ведь день не вернется, и жизнь не обратиться вспять. Спрашивайте быстрее». Они сказали: «Дай нам совет». Он ответил: «Запаситесь провизией, чтобы вам хватило ее в вашем путешествии.  Ведь хороший провиант поможет достичь желаемую цель. Дни подобны страницам жизней, так увековечьте в них наилучшее из деяний. Ведь подходящий момент уплывет подобно облакам. Откладывание дел на потом является нравом ленивых и отстающих.  И кто изберет себе бездействие местом обитания, тот станет несчастным. Женились откладывание дел и лень, и родилась у них погибель»[13] .

 

Виды лени

 

1) Лень и вялость во всех видах поклонения с присутствием чувства неприязни к самому поклонению и с отсутствием желания совершать его. Это состояние лицемеров, поскольку они больше всех ленятся и не любят совершать поклонение. Сказал Всевышний Аллах о них в Коране: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного»[14] .

 

Также сказал: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования»[15] .

 

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

أثقل الصَّلاة على المنافقين: صلاة العشاء وصلاة الفجر، ولو يعلمون ما فيهما؛ لأتوهما ولو حبوًا

«Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они, какая награда ждет людей за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них, даже если бы пришлось им добираться ползком!»[16] .

Слово أثقل  образовано по форме имени превосходной степени, переводится как наиболее тяжкий. Это означает, что для не лицемеров, молитвы также могут показаться трудными (ثقيل). Таким образом, ощущение тяжести (при поклонении) могут ощущать не только лицемеры, [но лицемеры ощущают тяжесть в наибольшей степени – прим. перев.].

 

2) Лень и вялость в некоторых видах поклонения, которая сопровождается отсутствием желания совершать его, но без чувства отвращения к поклонению; или с несильным желанием поклоняться, но с чувством неприязни к поклонению. Это состояние многих мусульман-нечестивцев, а также приверженцев страстей.

Причина лени у этих двух видов людей кроется в болезни, которая поразила сердца. Болезнь может усиливаться или ослабевать в зависимости от состояния человека. Болезнь сердца у лицемеров сильнее, нежели у нечестивцев и приверженцев страстей.   Их тела сияют здоровьем: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя»[17] , однако: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг!»[18] .

 

3) Лень и вялость по причине физической слабости, а не из-за болезни сердца. У такого ты видишь желание и любовь к совершению поклонения: когда он упускает что-либо из поклонения, может расстроиться. Однако он постоянно ленится. Он хочет выстаивать ночные молитвы, однако проходят ночи, а он ничего не делает, хотя просыпается на них. Он может говорить: «Я буду прочитывать весь Коран каждый месяц», – но проходят месяца, а он не делает хатм Корана. Он любит поститься, однако редко это делает. Это положение большинства мусульман, которых поразил недуг лени. Из них есть праведные, а также приверженцы страстей и грешники. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле?»[19] .

 

4) Иногда при совершении некоторых видов поклонения данный вид физической лени сопровождается духовной (апатия).

5) Непродолжительная лень и вялость, когда человек ощущает ее время от времени, а не ленится всё время, не впадает в грехи, не оставляет поклонение. Это тот вид лени, от которого никто не защищен. Причина этому может быть разной: усталость, какое-то беспокойство, болезнь и др.

 

Данный вид лени был упомянут сподвижниками, да будет доволен ими Аллах в хадисе, который приводится в «Сахих Муслим» №2758 от Ханзаля, который сказал: «Однажды я встретил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который спросил меня: «Как поживаешь, о Ханзаля?» (В ответ ему) я сказал: «Ханзаля стал лицемером!» Он воскликнул: «Преславен Аллах! Что ты говоришь?!» Я сказал: «Когда мы приходим к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, напоминающему нам о Рае и Аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими женами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!» Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!», – (после чего) мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я сказал (ему): «Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!» Он спросил: «В чём же это (выражается)?» Я сказал: «О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!» (Выслушав меня,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки(, где бы вы ни были -) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время», ­– повторив (эти слова) трижды».

 

Передает Ахмад от Айши, да будет доволен ей Аллах, что она сказала Абдуллаху ибн Кайсу: «Не оставляй ночную молитву, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда ее не оставлял, а если болел или чувствовал вялость, молился сидя».

 

Причины лени

 

Лицемерие неизбежно порождает лень в поклонении.

— Откладывание дел – неизлечимая и смертельная болезнь. Поскольку слово «потом» – это одно из войск Иблиса.

 Сытость. Сказал ибн Кудама: «Обжорство порождает лень и вялость»[20] .

— Отсутствие поминания (зикров), омовения и намаза после пробуждения ото сна. В пророческом хадисе говорится: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них (и говоря): «Ночь твоя будет долгой, спи же!» И если (человек) проснется и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется второй узел, а если совершит молитву, развяжется и третий, и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он встанет от сна в дурном расположении духа и будет вялым»[21] .

— Не прикрывание рта во время зевоты. Передается от Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас зевнет, пусть прикроет рот своей рукой»[22] . Отсутствие подчинения (данному хадису) ведет к лени, поэтому лень чаще приписывают к шайтану, как было сказано: «Зевота – от шайтана»[23] .

— Беззаботность. Причиной лени является то, что многие люди думают, что нет нужды действовать, поскольку предопределение Аллаха уже было установлено, и не важно: делал что-либо или нет. Подобное самоуспокоение приводит к нерадивости и лени.

— Бодрствование ночью становится причиной нерадивости днем к актам поклонения, а также к прочим мирским и религиозным делам.

— Любовь к отдыху, бездеятельности и праздности[24] .

 

Последствия лени

 

— Небрежность в поклонении с ощущением тяжести и трудности во время его совершения.

— Ощущение черствости сердца. Не влияет на него ни Коран, ни проповеди, его полностью охватили грехи и ослушание. Сказал Всевышний: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели»[25].

 

— Отсутствие ощущения ответственности, послабление и пренебрежение доверенным, которое вменил Аллах. Сказал Всевышний: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»[26] . Сказал Ас-Са’ди в своем тафсире: «Это – ответственность за выполнение повелений Аллаха, о которой человек не должен забывать ни при уединении, ни в обществе других людей».

 

— Многословность, неподкрепленная делами, которые принесли бы пользу общине и последующим поколениями. Ты обнаружишь, что люди из этой категории постоянно разговаривают о том, что было: «мы были там-то», «я сделал то-то». Они забавляются словами вместо того, чтобы сделать действительно что-то стоящее. Сказал Аллах, Свят он и Велик: «О те, который уверовали, почему вы говорите то, что не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете»[27].

 

— Бесполезная трата времени – это проведение такого досуга, от которого нет никакой пользы. Когда ставится приоритет менее важным делам. При этом возникает чувство душевной пустоты, и, как результат, отсутствие благодати во времени.

— Неспособность нести ответственность за что-либо. Уклонение от совершения важных дел из-за страха перед изменениями в жизни.

— Иллюзия занятости какими-то делами, хотя на самом деле человек ничем не занят. Занятость пустяковыми делами, у которых нет никакой основы из Корана и Сунны. Это такие дела, которые только удовлетворяют нафс человека и создают иллюзию приносимой пользы. Как говорят арабы: «от этого не полнеют, и не спасают они от голода», – то есть такие дела бесполезны.

 

— Отлынивание от взаимодействия и работы, пассивность и совершение большого количества ошибок, оправдываясь своей неспособностью и вялостью. Такой всегда ищет отговорки и придумывает причины, чтобы обелить себя и уйти от ответственности, подобно тому, как передается в Коране о лицемерах:

«Оставшиеся позади(не принявшиеся участие в походе на Табук) радовались тому, что они остались позади посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: «Не отправляйтесь в поход в такую жару». Скажи: «Огонь Геенны еще жарче!». Если бы они только понимали!»[28].

 

Способы, помогающие побороть лень

 

— Обращение к Аллаху с помощью мольбы и исти’азы. Приводится от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он совершал следующую мольбу от лени:

 

اللَّهمَّ إنِّي أعوذ بك مِن العَجْز والكَسَل

«Аллахума инни а’узу бика мин аль-‘аджзи уа ль-касаль»

«О Аллах, я прибегаю к тебе от немощности и лени»[29].

 

— Необходимо придерживаться умеренного образа жизни. И этим качеством была описана мусульманская община. Сказал Всевышний Аллах: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины…»[30]. Также порицаются чрезмерствующие, как пришло в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие!»[31].

 

 Спешить творить добрые дела и состязаться в этом с другими людьми. Всевышний Аллах похвалил тех верующих, которые спешат совершать добрые деяния, и велел состязаться в этом. Он сказал: «Спешите же к прощению от Вашего Господа и к Раю, ширина которого равна небесам и земле, и уготованному для богобоязненных»[32]. Также сказал: «Поистине, они спешат совершать благое и взывают к нам с надеждой и страхом, и страшатся Нас»[33].

 

— Находиться в обществе серьезных и целеустремленных людей. Ведь друзья могут повлиять на тебя, а душа склонна подражать. Необходимо придерживаться слов некоторых предшественников: «Увеличь количество друзей насколько это возможно. Ведь каждый верующий будет заступаться за тебя в Судный день».

 

В книге «Та’лим Аль-Мута’аллим» приводится отрывок из стихотворения:

 

فكلُّ قرين بالمقارن يقتدي

عن المرء لا تسأل وأبصر قرينه

وإن كان ذا خير فقارنه تهتدي

فإن كان ذا شرٍّ فجنبه سرعة

Если хочешь спросить о человеке, посмотри на его друга,

Ведь каждый следует качествам своего товарища.

Если же тот будет плохим, то покинь его в тотчас,

Если же – хорошим, то дружи с ним, и ты сам станешь лучше.

 

Необходимо любить своих друзей, дабы их хорошие качества отразились на тебе. Из плодов любви ради Всевышнего Аллаха является то, что от объекта любви передаются качества к тому, кто его любит.

Тот же, с кем ты хочешь дружить, должен обладать 5 качествами:

– разум;

– хороший нрав;

– оставление нечестия, нововведений и стремления к мирской жизни;

– отстраненность от лентяев и лодырей. Сказал Всевышний Аллах: «Не подчиняйся тому, чье сердце мы сделали беспечным от Нашего поминания, и кто последовал своим страстям»[34], чтобы их качества не смогли на нем отразиться[35].

 

— Горячий пыл со страхом потерять цель.

Один из ученых сказал относительно исцеления от лени (это будет легко тому, кому поможет Аллах): «это горячий пыл со страхом потерять цель, и затем сожалеть об этом и упрекать себя. Поскольку одно из сильнейших наказаний для беспечного – это сожаление. Так пусть же задумается разумный о плохих последствиях лени, немощности и предпочтения мирской жизни Последней.  Ведь очень часто за безмятежностью следуют тоска и сожаление. Когда лентяй видит своего друга, который проявляет усердие и упорство в своих уроках, преуспевая в них, это только увеличивает его скорбь и сожаление. Когда он видит своего соседа, который совершил поездку, а затем вернулся с прибылью и доходом, это увеличивает его тоску и разочарование в проявленной им лени и бездействии».

 

Мудрецы единодушны в том, что мудрость не достигается в безмятежности.

Кто замечает в себе последствия лени, пусть поскорее оставит ее. Тот же, кто направит свою проницательность на результат своего труда и упорства, в скором времени забудет о трудностях, с которыми столкнулся на этом пути.  Умный и проницательный человек знает, что он не был создан понапрасну. И в этой жизни он как работник, как торговец. Ведь время, которое было проведено в делах, по сравнению со временем пребывания в могиле подобно мгновению. А в дальнейшем его ждет вечная жизнь либо в Раю, либо в Аду, и больше ничего[36].

 

— Изучение жизнеописания ученых-муджтахидов, которые знали ценность полезного знания, праведных дел и времени [36]. Однажды Шейх Аль-Ислам Закария Аль-Ансари совершал дополнительную молитву, и он наклонялся то направо, то налево (из-за пожилого возраста, ему было около 100 лет или больше). Он не мог стоять без покачиваний из-за своего возраста и болезни. Ему что-то сказали относительно этого. Он ответил: «О, сынок, душе свойственно лениться. И я боюсь, что она настигла меня, и что я умру на этом»[37].

[Несмотря на то, что ученые посвящали всю свою жизнь поиску знания и усердию в поклонении даже в пожилом возрасте, они боялись проявить лень и корили себя за малейшее упущение. Поэтому так важно изучать их жизнеописание, дабы брать с них пример – прим. перев.]

 

— Часть дня нужно проводить в движении, совершая прогулку, либо же заниматься спортом, чтобы лень не одолела человека[38].

 

— Стоит прекратить спать днем, поскольку это, в свою очередь, порождает лень. Но не стоит пренебрегать сном ночью, поскольку его лишение может привести к усталости, в результате чего в дневное время будет трудно терпеть сонливость и сильную дремоту[39].

 

Когда лень дозволена?

 

Если после усердного поклонения человек ощущает в себе признаки лени, то пусть приляжет отдохнуть до тех пор, пока вновь не станет ощущать бодрость. На это указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Зейнаб, когда зашел в мечеть и увидел веревку, натянутую между двух столбов. Он сказал: «Что это за веревка?» Ему ответили: «Это веревка Зейнаб, которая держится, когда она устает (от молитв)». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, отвяжите эту веревку. Пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и оставляет (молитву), когда станет уставать»[40].

 

Сказал Ибн Кайим: «Идущим необходимо время от времени делать перерывы для отдыха. Принесет благо человеку тот отдых, который связан с действиями, приближающими к Аллаху и к пути истины, которые не выводят человека за рамки Шариата, и не связаны с совершением запретного. Сказал ‘Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Поистине, этим сердцам свойственно слушаться и противиться. Когда они слушаются, то устремись к дополнительному поклонению; когда же противятся, ограничься только обязательным видом поклонения».

И в этих привалах для отдыха, прохладной тени от сгущения на небе облаков и завесы, – что предоставляется идущим – вложена мудрость, разъяснение которой неизвестно никому, кроме Аллаха. И в эти моменты становится очевидным: кто правдив, а кто лжет. Лжец отворачивается от своей цели, возвращается к началу своей человеческой природы и страстям. Правдивый же ожидает помощи, и не отчаивается в милости Аллаха. Он бросается к дверям милости Аллаха подобно униженному бедному и покоренному рабу. Как бы ожидая, что вот-вот владелец сосуда, в котором ничего никогда не было, нальет ему туда что-либо, тем самым оказав милость. Несмотря на то, что ощущение потребности раба к Аллаху является одной из самых великих причин милости, это достигается не по заслуге самого раба, однако это исходит от Того, Кто наделил его этим ощущением. Это Тот, Кто находится между человеком и его сердцем»[41].


Копировать и распространять статью или отдельные цитаты без указания сайта http://taibah.ru является нарушением авторских прав.


В основу перевода была взята книга «Маусу’ату аль-Ахляк» («Энциклопедия нравов»)

Читать оригинал книги на арабском языке


[1] См.: Мифтах Дар Ас-Са’адах, 1/133.

[2] См.: Сура «Ан-Ниса», 142 аят.

[3] См.: Сура «Ат-Тауба», 54 аят.

[4] См.: Джами’ аль-Байан, 9/330-331.

[5] См.: Тафсир Аль-Багауи, 4/58.

[6] См.: Сахих Аль-Бухари, хадис №1142; Сахих Муслим,  хадис №776.

[7] См.: Шарх Ан-Науауи ‘аля Муслим, 6/67.

[8] См.: Раудату Аль-‘Укаля, 1/218.

[9] См.: Адаб Ад-Дунья уа Ад-Дин, 1/404.

[10] См.: «Мухадырату Аль-Удаба», Рагыб Аль-Асфахани, 1/448.

[11] См.: Бадаи’ Аль-Фауаид, 3/232.

[12] См.: Фейд Аль-Кадир, 1/278.

[13] См.: «Мауарид Аз-Зам-ан», Абдульазиз Ас-Сальман, 1/8.

[14] См.: Сура «Ан-Ниса», 142 аят.

[15] См.: Сура «Ат-Тауба», 54 аят.

[16] См.: Сахих аль-Бухари, хадис №657.

[17] См.: Сура «Аль-Мунафикун», 4 аят.

[18] См.: Сура «Аль-Бакара», 10 аят.

[19] См.: Сура «Ат-Тауба», 38 аят.

[20] См.: «Мухтасар Минхадж Аль-Касыдин», Аль-Макдиси, 1/37.

[21] См.: Сахих Аль-Бухари, хадис №1142.

[22] См.: Сахих Муслим, хадис №2995.

[23] См.: Сахих Муслим, хадис №2994.

[24] См.: «Икмаль Аль-Му’аллям» Кадый Аль-‘Ияд 2/342.

[25] См.: Сура «Аль-Мутаффифин», 14 аят.

[26] См.: Сура «Аль-Ахзаб», 72 аят.

[27] См.: Сура «Ас-Сафф», 2-3 аят.

[28] См.: Сура «Ат-Тауба», 81 аят.

[29] См.: Сахих Аль-Бухари, хадис №2823.

[30] См.: Сура «Аль-Бакара», 143 аят.

[31] См.: Сахих Муслим, хадис №2670.

[32] См.: Сура «Алю-Имран», 133 аят.

[33] См.: Сура «Аль-Анбия», 90 аят.

[34] См.: Сура «Аль-Кахф», 28 аят.

[35] См.: «Барикатун Махмудия», Аль-Хадими, 3/61.

[36] См.: «Мауариду Аз-Зам-ан», Абдильазиз Ас-Сальман, 3/34.

[37] См.: «Аль-Кауакиб Ас-Саира»,  Наджмиддин Аль-‘Иззи 1/200.

[38] См.: «Мау’изату Аль-Муминин», Джамалиддин Аль-Касими, 1/185.

[39] См.: «Мауариду Аз-Зам-ан», Абдильазиз Ас-Сальман, 4/175.

[40] См.: Сахих Аль-Бухари, хадис №1150.

[41] См.: Мадаридж Ас-Саликин, 3/126.

Комментарии