Сира. Урок №4 (конспект)

Смерть деда Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, Абдуль-Мутталиба

Когда достиг Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, восьми лет в своем возрасте, умер его дед. И он завещал своему сыну — то есть дяде Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, Абу Талибу заботу о нем, потому что он был родным братом Абдуллы — то есть отца Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям. И он стал его опекуном и заботился о нем наилучшим образом. И стал помогать Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, после ниспослания Корана — то есть после того, как он стал пророком и посланником — наилучшим образом; несмотря на то, что он при этом был кафиром и остался на язычестве до самой своей смерти.

Как известно, что у Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, было 11 дядей по отцу (есть несколько вариантов: некоторые говорят, что было 9, некоторые 10, некоторые говорят 12); во всяком случае, все умерли до ниспослания, кроме четверых. Это был Абу Талиб, Абу Ляхаб — то есть двое из них, которые не приняли Ислам и умерли на курфе и ширке, — и двое: Хамза и Аббас, радыяЛлаху ‘анхума, которые приняли Ислам и умерли на этом.

И Аллах Та’аля облегчил мучения в Огне Абу Талибу по причине того, что он помогал Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, как это достоверно было передано в одном из хадисов. И как известно, что Абу Талиб жил еще 10 лет после ниспослания Корана и не принял Ислам, то есть он умер на куфре.

Дальше мы разберем одну из историй, которая произошла с Пророком, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, когда ему было 12 лет. Как известно, Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, совершал путешествия дважды в своей жизни. Первый раз тогда, когда ему было 12 лет, и это было путешествие в страны Шама.

И выехал как-то раз его дядя вместе с ним в страны Шама, и это была деловая торговая поездка, и тогда Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, было 12 лет. И в этом проявилась полнота мягкости и доброжелательности к Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, по причине того, что некому будет смотреть за Пророком, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, заботиться о нем, если он оставит его в Мекке, а сам отправится в Шам.

Абу Талиб и те, кто был с ним в этой поездке, увидели некоторые аяты (знамения), которые Аллах Та’аля дал Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, как признак его пророчества в будущем. Из этих аятов было то, что облака давали тень — то есть летали над Пророком, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, чтобы он находился в тени. И проявлялось это в том, что деревья склоняли свои ветви над ним для того, чтобы дать тень.

И то, что один из монахов христиан, которого они встретили по дороге, вышел к ним и начал ходить между ними. То есть до этого, когда они проезжали мимо места, где живет этот монах, он никогда к ним не выходил. На этот раз он вышел к ним и начал ходить между ними, как будто бы искал кого-то. И когда он увидел Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, он взял его за руку и сказал, что это Посланник Господа миров; и там были еще некоторые слова, я уже не помню точно. Но это достоверно то, что передается. И он сказал его дяде, чтобы он вернул Пророка Мухаммада, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, обратно в Мекку, боясь того, что иудеи причинят ему зло.

После этого он во второй раз отправился в страны Шама с торговлей для Хадиджи бинт Хувейлид, да будет доволен ею Аллах. И Хадиджа отправила вместе с ним своего слугу Мейсару. Здесь имеется в виду вид торгового договора, когда один предоставляет какое-то имущество, а другой работает. И получается, что вся прибыль делится между ними по договоренности.
И увидел Мейсара то, что удивило его по отношению к Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям. И когда он вернулся, то сообщил своей госпоже — то есть Хадидже — о том, что он видел от Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, и она захотела, чтобы он женился на ней.
Этот вопрос женитьбы на Хадидже мы подробно разберем. Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, было на тот момент 25 лет, Хадидже было 40, радыяЛлаху ‘анха. И еще у нас во втором томе этой книги приходит раздел о женах Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, и там уже подробно разберем. Еще по ходу мы увидим некоторые особенности, которые нам встретятся, о характере и уме Хадиджи и вообще о ее достоинствах, радыяЛлаху ‘анха.

И Аллах Та’аля был тем, кто оберегал его и хранил с самого детства. И Он очистил его и уберег от грязи времен невежества, то есть всего того недостойного, что происходило в те времена, и от любого недостатка. И Он даровал ему благой нрав во всех его проявлениях. Дошло до того, что даже в своем народе он был прозван аль-Амин — то есть тот, которому можно доверять.
Почему его так прозвали, потому, что видели, как в Пророке, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, постоянно проявлялась правдивость в рассказах, доверенность во всех делах и его чистота во всем.

Рассказывается история о том, что курайшиты решили перестроить Каабу, так как из-за погодных условий строение уже начало портиться, и они решили восстановить ее. Это произошло, когда Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, было 35 лет. И когда они дошли до черного камня, то начали спорить друг с другом, кто вставит его на место, по причине великого положения этого камня. То есть тот, кто поставит его на место, тот и будет иметь почет среди людей.

И каждая семья говорила: «Мы будем теми, кто вставит его на место». Потом они объединились на том, что вставит его на место тот, кто первый войдет. И тем, кто вошел первым, был Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям. И тогда они сказали: «Пришел аль-Амин (то есть доверенный, тот, которому можно доверять». И они обрадовались ему. И тогда Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, нашел решение и приказал принести одежду, и он поставил камень на эту одежду и приказал каждому представителю из семей взять за край этой одежды; они донесли до места, куда необходимо было вставить этот камень, и тогда он, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, взял и сам вставил его на место.

Смотрите, Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, был лучшим в своем происхождении, родословной, самым благородным и возвышенным среди них, также в своих нравах, взаимоотношениях с людьми — во всем он был лучшим. И все это признавали, и не было того, кто мог бы его за что-то упрекнуть. И они называли его доверенным и правдивым. И это был именно тот человек, от которого можно было ожидать, что Аллах Та’аля ниспошлет ему Писание и сделает его пророком для людей, ведущим.
И все равно некоторые люди отказались. И как до этого мы читали аят:

 

اللهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ

«И Аллах лучше знает, кому доверить Свое послание» (сура «аль-Анам», 6:124)

Известно, что Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, никогда не участвовал в каких-то обрядах ширка, которые были во времена невежества. То есть он всегда был ханифом, чистым, единобожником, никогда не участвовал в их обрядах.

Как передается от Ибн Умара о том, что Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, говорил о том, что до ниспослания он как-то встретился с Зейдом ибн Амром ибн Нуфейлем, и он хотел его угостить мясом животного, которое было заколото для идолов. И тогда Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, отказался и сказал: «Я не кушаю то, что вы приносите в жертвы для своих идолов. И я никогда не ем то, над чем не было произнесено имя Аллаха (то есть во время жертвоприношения)».

Также передается от Зейда ибн Хариса — вольноотпущенника Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, — что когда они делали обход вокруг Каабы еще до ниспослания, был какой-то идол, и Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, сказал Зейду, чтобы он не прикасался к этому идолу. То есть они прикасались, чтобы взять барака от этого идола, и Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, запретил ему делать это. И Зейд ибн Харис сказал: «Я из интереса тронул, когда делал обход, чтобы посмотреть, что будет». Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, увидел это и сказал: «Разве тебе не было запрещено делать это?». И он сказал, что Пророк, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, никогда не прикасался к идолам — то есть не брал от них барака. И есть много достоверных хадисов с таким смыслом.

Здесь еще такой интересный момент, шейх Абду-ль-Раззакъ аль-Бадр об этом говорил: в книге говорилось, что Мейсара — один из рабов Хадиджи — был отправлен вместе с Пророком, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям, в поездку и был удивлен адабам и нравам Пророка, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям. И шейх говорит, что человек познается во время путешествий — его характер. То есть путешествие утомляет. Когда человек довольный, проявления его характера тоже обычно благие. Когда человек чувствует какие-то затруднения или он не в духе, тогда проявляется изначальный характер человека. И как говорят, сафар был назван сафаром потому, что он раскрывает лица. То есть одно из языковых значений слова сафар: открывать лицо.
Тоже, по-моему, у Умара, радыяЛлаху ‘анху, спрашивали о каком-то человеке, и он сказал: «Был ли ты вместе с ним в сафаре?», — то есть для того, чтобы узнать, каков его характер.

 

Конспект был составлен на основе перевода администрацией Медресе Таиба из книги ибн Касира «Аль-фусуль фи сирати ррасуль»  и книги шейха Аль-Альбани «Сахих ас-сирати ан-набауия» для занятий среди сестер.

Комментарии