ЛУЧШЕЕ ПОКЛОНЕНИЕ ТО, ЧТО ПОСТОЯННО, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕГО МАЛО
Говорит шейх Сулейман ар-Рухейли:
«Деяния, которые ты можешь совершать постоянно, предпочтительнее остальных деяний, даже если они более значимые по существу. То, что ты совершаешь постоянно и можешь это делать, лучше совершения тех дел, которые выше по награде, но при этом ты не в силах совершать их постоянно.
Приведу пример. Человек говорит: «Я хочу установить себе определенное время для совершения молитвы ночью, которое я буду соблюдать. Сколько мне молиться? Сколько совершать ракаатов?» Мы скажем ему: Смотри на то, сколько ты способен совершать постоянно. Если ты способен постоянно совершать 3 ракаата, то это лучше для тебя, чем 11 ракаатов. Если же можешь совершить 5, то это лучше для тебя, чем 11 и т.д. Даже если совершение 11 ракаатов лучше по своему существу.
Доказательством служат слова пророка, благословит его Аллах и приветствует: «Самыми любимыми деяниями перед Аллахом являются постоянные из них, даже если их мало».
Но если человек ночью почувствует в себе силы совершить 11 ракаатов, то пусть это сделает. Даже если он установил для себя, например, постоянно совершать по 5 ракаатов.
Если ты спросишь меня: «Что лучше: поститься по понедельникам и четвергам или по три дня каждый месяц, но я не могу объединить это?» Мы скажем: «Что ты можешь совершать постоянно? Поститься по 3 дня в месяц, даже если не подряд, или по понедельникам и четвергам?» Если ты скажешь, что способен постоянно делать и то, и другое, но не можешь объединить, то лучше поститься по понедельникам и четвергам. Потому что это больше по количеству, и пророк, благословит его Аллах и приветствует, постился по понедельникам и четвергам. Если же ты скажешь, что можешь постоянно поститься по 3 дня каждый месяц, но по понедельникам и четвергам непостоянно, тогда лучше поститься по 3 дня каждый месяц.
Многие люди нерадивы к соблюдению подобного баланса, особенно, если у них возникает энтузиазм в совершении праведных деяний.
Некоторые люди, совершавшие грехи и затем покаявшись, ощущают огромную энергию в совершении праведных деяний. Они начинают искать поклонение с многочисленным количеством повторений, а затем быстро бросают. Поэтому необходимо следовать этому правилу в выборе праведных деяний».
«Шарх аль-Уасыяти ас-Сугра», 142-144
Комментарии